Парадигмы   Дневники   О проекте   Поддержать проект
ПОИСК в архиве «Толкование сновидений» (только по слову)

Чтобы поисковая машина нашла все формы слова, введите слово без окончания
Имя:
Пароль: 
запомнить
Забыли пароль?
Зарегистрироваться

Сонник и толкование снов


Рассылка "Мир сновидений"


Рассылки@Mail.ru
Мир сновидений

Психоанализ

«Толкование сновидений» (1900) сейчас считают одной из главных работ Зигмунда Фрейда. Успех ее был столь велик, что она выдержала девять прижизненных изданий. В ней З.Фрейд не только изложил основные принципы толкования сновидений, их классификацию и механизмы формирования, но и впервые раскрыл природу эдипова комплекса, ставшего «визитной карточкой» психоанализа.

И хотя сейчас в современном психоанализе не сновидения считают стражами сна (как считал Фрейд), а, наоборот, сон — стражем сновидения (Wolman, 1979), основные принципы толкования сновидения, предложенные Фрейдом, остаются в психоанализе незыблемыми и по сей день.

Во-первых, это различение явного содержания сновидения (того, которое мы видим и рассказываем по пробуждении) и скрытых мыслей в сновидении (до которых нужно дойти путем анализа).

Во-вторых, это «работа сновидения», которая и создает явное содержание сновидений. Для Фрейда работа сновидения — это специфическая форма мышления, более древняя, чем понятийно-логическое мышление. «Работа сновидения» включает в себя ряд особых действий:

  • сгущение — создание образа путем соединения или наложения друг на друга различных образов. «Особенно охотно работа сновидения соединяет в одной комбинации два противоречащих друг другу представления», — пишет Фрейд в лекциях, посвященных толкованию сновидений. Но могут соединяться и похожие представления за счет своей похожести. Например, Вам снится знакомый, но у него имя как у Вашего брата. Поскольку и у того, и у другого похожие усы, работа сновидения соединила два представления в одно для «экономии» места, времени и энергии. Но подобное объединение будет сделано, только если в нем есть какая-то необходимость. Ее-то и важно понять.
  • передвигание (смещение) — его работа сновидения производит, смещая ценностные акценты, чтобы «замести следы». Мы тоже часто так делаем, когда, например, встречая любимого нами человека в компании, улыбаемся кому угодно, только не ему. Поэтому чем запутаннее сновидение, тем сильнее в нем «поработало» перемещение.
  • драматизация — представление идей, мыслей в образной и сценической форме. Например, мысль «не хочу идти на работу» может развернуться в маленький спектакль или в длинный сериал.
  • вторичная обработка — это уже «редакторская правка» сновидения нашим сознанием по пробуждении, когда мы достраиваем логические и причинно-следственные связи, сглаживаем нелепости, домысливаем и делаем более «приглядным» явное содержание сновидения. Что только еще больше его запутывает.

В-третьих, анализ сновидения — это деятельность, обратная «работе сновидения». Если «работа сновидения» из неявных мыслей делает явные, но запутанные образы, то толкование, наоборот, расшифровывает их и приходит к скрытым за ними мыслям, которые оказываются мыслями, обслуживающими наши заветные (и запретные) желания или конфликт желаний.

Поэтому все сновидения по степени участия в них «работы сновидения» и цезуры были поделены Фрейдом на две основные группы:

  • сновидения без цензуры — чаще всего это детские сны, где дневное желание ребенка предстает в неприкрытой форме (например, ребенку снится, что его взяли в цирк) или сны взрослых, в которых они испытывают сильное, но не запретное желание (например, жажда может привести к сновидению, в котором сновидец купается в бассейне и пьет прохладительные напитки)
  • сновидения, искаженные цензурой, — это уже сны, в которых желание не может показать себя «как оно есть», а прячется за разными искажениями. Причем страшные сны, по Фрейду, это сны, в которых цензура не справляется с запретными желаниями (то есть «работе сновидения» не удается как следует их завуалировать) и поэтому прибегает к последнему средству — страху, чтобы отвратить сновидца от «запретного плода».

Толкование сновидений в психоанализе является комплексным действом, включающим анализ (разложение сновидения на элементы, фрагменты) и синтез (выстраивание свободных ассоциаций к каждому фрагменту, чтобы обойти цензуру и докопаться до скрытых мыслей и желаний).

Литература

1. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т. 1. Теория. — М.: Издательская группа «Прогресс» - «Литера», Издательство Агентства «Яхтсмен», 1996. — 576 с. (Гл. Интерпретация сновидений. с. 207 — 246)
2. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 1991. — 456 с. (Лекции 5 - 15, с.50 - 154).
3. Фрейд З. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. — М.: Медицина, 1991. — 288. (Главы из «Толкования сновидений»), с.91 - 227.
4. Фрейд З. Сновидения. Избранные лекции. — М.: Водолей, 1991. — 192 с.
5. Фрейд З. Толкование сновидений. Ереван: Камар, 1991. — 448 с.